Что такое тахографы на грузовые автомобили

 

Рассказано что такое тахограф, на какие транспортные средства ставится и нужна ли установка на грузовой автомобиль. Указана стоимость и список мастерских, допущенных Минтрансом, где можно поставить прибор. Безопасность и страхование: О чем стоит помнить, чтобы с 1 ноября не нарваться на новые штрафы на дорогах? – читайте на портале АТИ Центр

Что такое тахограф и для чего нужен?

Тахограф – это прибор, измеряющий ряд параметров автомобиля, конечным результатом чего является хронология рабочего дня водителя: сколько времени он был в пути, на какой скорости передвигался, пройденное расстояние, сколько отдыхал, краткосрочные перерывы, безостановочные отрезки пути и т.п.

На основании полученных данных соответствующие органы могут предъявить нарушение трудового законодательства. Но в данном контексте нам интересна сама необходимость установки тахографа, и, соответственно, наказания за отсутствие прибора.

Далее на фото показано как выглядит тахограф:

НКМ тахографа: что это такое?

СКЗИ или, как его еще называют, НКМ (навигационный криптозащитный модуль), - это специальный блок, который шифрует информацию в специальный код и защищает ее от редактирования и несанкционированного скачивания.

Важно!

Такой способ позволяет использовать НКМ в качестве доказательства в суде или при ДТП, чтобы верифицировать показания водителя и состояние транспортного средства. Только благодаря этому принципу работы можно доказать, что авто вышло из-под контроля не по вине водителя, а из-за внезапной неполадки.

Как работает тахограф в автомобиле?

Очень коротко остановимся на принципе работы устройства. Не погружаясь в технические детали, скажем, что:

  1. Устройство устанавливается в кабине машины, в прямой видимости водителя.
  2. Подключается тахограф к электросети автомобиля.
  3. Кроме прочего, прибор оборудован картой памяти, которая и хранит необходимую информацию, и используется для ее передачи в заинтересованные органы.
  4. Тахограф оборудован ГЛОНАСС / GPS модулем, что позволяет онлайн отслеживать перемещение ТС.
  5. GPRS-модуль позволяет передавать информацию во время движения.
  6. Система защиты позволяет провести точную идентификацию, и не дать доступ к информации посторонним.

С помощью собранной информации, в том числе и в пути, органами Ространснадзора и/или ГИБДД может быть проведена проверка на соответствие работы водителя установленным нормативам (время в движении, скорость и пр.), сроков поверки прибора, других сведений.

Какие тахографы разрешены к установке в России?

Тахограф, устанавливающийся на российских автомобилях, должен соответствовать требованиям, предъявляемым Приказами Минтранса №36 и №348.

Согласно новым данным, с 1 июля 2022 года допустимо устанавливать 2 разновидности тахографов:

  • приборы отечественного производства с блоком СКЗИ;
  • европейские приборы (ЕСТР).

Далее — список тахографов, прошедших сертификацию соответствия.

Марки российских приборов:

  • ШТРИХ-ТахоRUS SM;
  • КАСБИ DT-20M;
  • Меркурий ТА-001;
  • VDO DTCO 3283;
  • ТЦА-02НК ;
  • Drive 5 и Drive Smart;
  • EFAS V2 RUS.

Европейские:

  • VDO DTCO 1381 и SE5000 (Великобритания);
  • EFAS 4 (Австрия).

Установка тахографа на ТС осуществляется только по требованиям ГОСТа Р 53831-2010. Заниматься этим должны компании, имеющие соответствующий сертификат.

Монтаж устройства осуществляется специалистами поэтапно:

  1. Активация устройства.
  2. Установка.
  3. Калибровка.
  4. Проверка исправности.

Классификация тахографов

Разновидностей тахографов не так уж много, удачный рабочий вариант пошел в серию и теперь они отличаются друг от друга только расположением кнопок на передней панели. До недавнего времени на транспортные средства устанавливались цифровые и аналоговые тахографы (последние монтировались на место спидометра и имели циферблат круглой формы, а также дисковый накопитель данных). Однако с 2022 года использование аналоговых устройств запрещено. Так что на первое место выходит пригодность современного цифрового устройства для использования в РФ и за ее пределами.

  1. Тахографы, предназначенные для использования только внутри страны и оснащенные модулем СКЗИ.
  2. Также, предназначенные для работы в зарубежных рейсах, работающие по стандарту ЕСТР.

Последние являются обязательным условием для работы в европейских странах, где действуют стандарты ISO. И так же, как и у нас, проверить данные тахографа могут представители надзорных организаций.
Для работы в странах Евросоюза водителям понадобится также особая персональная карта, отличная от образца, принятого в РФ.

Принципы действия и конструкции тахографов

Принципы действия тахографа основаны на трудовом законодательстве Евросоюза, европейских правилах скоростных режимов. Аналоговые и цифровые тахографы настроены на девятичасовой рабочий день одного водителя (до 13 часов с ремонтом). Обязателен перерыв в сорок пять минут после четырех с половиной часов работы. Еженедельно дальнобойщик может проводить за рулем 56 часов, при двухнедельной работе это время уменьшается до 90 часов.

Такие режимы работы и отдыха украинским «дальнобойщикам» покажутся щадящими, но результатом десятилетней практики их применения в Европе стали:

  • снижение количества ДТП на 24%;
  • уменьшение аварий грузовиков со смертельным исходом на 58%;
  • контроль международного автотранспорта;
  • правовая защита водителей.

Прибор, подключенный к замку зажигания и датчику скорости (как вариант – к коробке передач), фиксирует максимальные и средние скорости, время отдыха, ремонтов, смены водителя (для экипажей из двух водителей).

Различают аналоговые и цифровые модели тахографов. Аналоговые приборы старого образца построены по принципу спидометра.

Более сложную конструкцию имеет цифровой тахограф.

Функционал цифрового прибора, снабженного дисплеем, отображает показатели скорости, предупреждения об ошибках, пройденный километраж, текущий режим.
На карту водителя и во внутреннюю память (на электронный диск, который водители называют «шайбой») записываются:

  • сведения о водителе и регистрационный номер грузового автотранспорта;
  • информация о допущенных ошибках (превышениях скорости, безостановочной работе);
  • данные о калибровках;
  • информация о проведенных проверках.

Из моделей тахографов, наиболее удобных для контроля за работой водителя и соблюдением правильности маршрута, нужно отметить цифровые приборы с модулем GPRS. GPRS-модуль с модемом спутниковой связи дает возможность диспетчерам и логистам автотранспортной компании отслеживать место расположения грузовика, в режиме онлайн снимать скорость движения, продолжительность стоянки, фиксировать в компьютере отчеты тахографа без заезда в автопарк, принимать от водителя тревожный сигнал.

На какие автомобили нужен тахограф?

Тахографы должны устанавливаться на следующие виды транспортных средств:

  • Автобусы (транспортные средства, имеющие более восьми мест для сидения и используемые для перевозки пассажиров);
  • Все автомобили категории C (тяжелее 3,5 тонн), принадлежащие юридическим лицам и ИП;
  • Только грузовые автомобили категории С (тяжелее 3,5 тонн), принадлежащие физическим лицам.

Так что теперь Вы можете легко дать ответ на вопрос, нужен ли тахограф на грузовую газель. Поскольку разрешенная максимальная масса такого автомобиля не превышает 3,5 тонны, тахограф устанавливать не нужно.

Фото 1

Модули СКЗИ (НКМ), их назначение

В зависимости от того, какие рейсы выполняет автомобиль, требования к марке и конструкции бортового самописца могут различаться:

  • Для машин, которые выполняют международные рейсы, обязательным будет использование тахографов ЕСТР.
  • Транспортные средства, которые эксплуатируются в РФ, оснащаются тахографами с модулем СКЗИ/НКМ (навигационный криптозащитный модуль).

Блок СКЗИ – это система криптографической защиты данных, которая встраивается в бортовой самописец. Этот блок обладает высокой автономностью и включает собственный модуль памяти, ГЛОНАСС приемник, хронометр и акселерометр. Питание обеспечивается в том числе и от резервной батареи, потому криптографическая защита работает даже при обесточивании бортового самописца.

 Основная функция СКЗИ – сбор информации, ее шифрование и хранение. Данные от датчика скорости поступают в модуль СКЗИ, обрабатываться микропроцессором и хранятся в его памяти в зашифрованном виде. Изменение этих данных невозможно, а для доступа с дешифровкой нужно задействовать специальный электронный ключ.

Срок использования модуля НКМ ограничен. Установленный в тахографе элемент активируется при начале использования прибора. После этого раз в 3 года необходимо выполнять замену блока СКЗИ и проводить активацию нового модуля. Оказывать услугу по замене и активации НКМ могут только мастерские с лицензией от ФСБ РФ на работу с криптографическим оборудованием.

Карта тахографа и её назначение

Доступ к функционалу системы и хранящимся в памяти данным невозможен без использования электронной ключ-карты. Тахокарты снабжается специальными чипами и обладают ограниченным сроком использования, потому периодически их надо перевыпускать.

Наиболее распространенная разновидность карт – карта водителя. Она персонализирована, т.е. выпускается на имя человека, который будет осуществлять управление транспортным средством с бортовым самописцем. Основная задача карты – идентификация лица, которое управляло машиной в определенный период времени.

Обратите внимание! Использование прибора без карты или с чужим электронным ключом не допускается и при обнаружении такого факта гарантированно последуют штрафные санкции. Это же касается попытки эксплуатации тахографа с просроченной картой водителя, так что о замене чипа стоит думать заранее.

Кроме этой разновидности также используются:

  • Карты мастерских — для монтажа, настройки и калибровки.
  • Карты предприятия — для доступа к данным, хранящимся в памяти прибора, их дешифровки и анализа (но не редактирования информации).
  • Карты контроллера – для доступа к хранящейся в памяти информации в ходе контрольных мероприятий.

Устройство и принцип работы

Устройство и принцип работы

Тахограф, внешне, ничем не примечательный прибор, особенно в случае с прямоугольной версией. Тем не менее внутри он начинён, как говорится, по последнему слову науки и техники. Более доскональное его изучение позволяет выделить ряд его функциональных органов и узлов.

А именно:

  • дисплей и клавиши управления;
  • термопринтер;
  • сканирующее устройство;
  • модем;
  • датчик перемещения.

На дисплее тахографа отображается вся необходимая информация. Клавиши предусмотрены для ввода пин-кода и активации соответствующих функций. Термопринтер выводит на бумагу все отчетные данные о поездке. Считывающее устройство служит для распознания пластиковых носителей информации.

С помощью модема реализуется функция передачи данных абоненту сети сотовой связи по GPRS. Датчик движения позволяет регистрировать данные о скорости и пройденном расстоянии.

Это интересно: Самые большие автомобили в мире

Один из ключевых компонентов любого тахографа – блок СКЗИ. Его назначение в общих чертах сводится к зашифровыванию всех регистрирующихся данных устройства.

Кроме этого, представленное аппаратное устройство предоставляет избирательный вывод информации. Иными словами, система, в зависимости от заложенных параметров работы, определяет, какие сведенья следует выдавать в каждом конкретном случае.

Указанный прибор активируется сразу после запуска двигателя. После этого вступают в работу все системы и датчики устройства.

Какие документы должны быть у владельцев тахографа?

Владельцам всех видов тахографов необходимо иметь на тахограф как минимум следующие документы:

1.Сертификат проверки тахографа

2.Свидетельство о метрологической поверке тахографа

3.Инструкцию по использованию тахографа.

Отсутствие хотя бы одного из этих документов, с 1 ноября 2022 года будет трактоваться как нарушение требований к использованию тахографов в соответствии со ст. КоАП РФ.

Из чего состоит и как работает тахограф

Внешне тахограф немного напоминает магнитолу. Для предохранения имеющейся в нём информации от фальсификации злоумышленниками, в нём используется шифрование.

Устройство должно быть сертифицированным. В этом случае его данные могут использоваться в качестве доказательства при разборе дела правоохранительными органами.

Это устройство в автомобиле располагается перед водителем, над лобовым стеклом. Оно включает в себя несколько частей:

  1. Дисплей, на котором отображаются текущие операции.
  2. Левый слот для карты, которую должен вставить водитель.
  3. Правый аналогичный слот. Здесь карту ставит второй водитель, при условии, что машину ведёт экипаж.
  4. На панели имеется пломба производителя.
  5. Под ним располагается USB-слот.
  6. Под дисплеем находятся кнопки для управления.
  7. Имеется миниатюрный принтер, закрытый крышкой.

Важно, чтобы прибор был оснащён приёмником системы глобального позиционирования (обычно это ГЛОНАСС).

Электропитание осуществляется за счёт подключения к системе электропитания автомобиля.

Читайте также:Как узнать, скручен ли пробег на автомобиле, способы скручивания

Для работы с этим прибором необходимо выполнить следующие действия.

  1. Сначала водителю надо вставить ключ зажигания и повернуть его.
  2. Затем он должен достать свою карту и вставить её в предназначенное для неё место. При этом нужно вставлять её микросхемой вверх.
  3. При этом на дисплее загорится подсветка. Далее потребуется ввести свой пин-код. Для его ввода высвечивается ноль, который с помощью кнопок со стрелками надо откорректировать. Когда цифра выбрана, её подтверждают, нажав на «ОК». Автоматически дисплей изображает следующую цифру таким же образом. Выбрав и подтвердив все цифры пин-кода, можно переходить к дальнейшим операциям.

Далее выдаётся экран приветствия. После этого на дисплее предлагается осуществить ручной ввод.

Результат работы тахографа выдается на бумажной ленте

Нужно прояснить, зачем это делается. Пока карточка находится в тахографе, этот прибор знает, что водитель работал. Однако, как только она была вынута, никакой информации в это время не поступает. Тахограф, в частности предназначен для того, чтобы зафиксировать, когда и какой работой занимался водитель. Однако самостоятельно только может отметить время, когда тот водил машину.

Когда карта вынута, водитель может не только отдыхать, но и работать. Речь может идти о бумажной работе по оформлению документов или о проведении погрузочно-разгрузочных работ.

Получение информации организовано следующим образом: водителю предлагается осуществить ручной ввод для записи того, в течение какого времени какой работой он занимался.

Данные набираются следующим образом:

  1. Сначала нужно определить способ. С помощью которого будет указано время начала и конца периода. Тут предлагаются два варианта: мировое или местное время. Нужно выбрать приемлемый способ и подтвердить его.
  2. После этого делают выбор того, чем водитель занимался в указанный период времени: отдыхал или работал. Для этого нужно указать соответствующий символ в меню.
  3. Теперь вводят время начала и конца рассматриваемого периода времени.

В течение поездки на дисплее будут показаны две строчки. Рассмотрим ситуацию, когда машину ведёт экипаж из двух человек.

На верхней строке, относящейся к первому водителю устанавливается режим управления. Для второго ставится режим, который подразумевает его готовность. То и другое время показано в первой колонке.

Во второй указывается время, когда первый водитель отдыхал. Причём речь идёт именно о непрерывном отрезке времени. В нижней строке отображается текущее местное время.

В процессе поездки этот прибор фиксирует скорость в любой момент времен и пройденное расстояние.

Читайте также:Как водителю проверить штрафы на правах: 3 способа

Если водитель превышает допустимую скорость, то прибор контролирует при этом ситуацию. Он фиксирует факт нарушения и ждёт после этого минуту. Когда она пройдёт, на дисплей выдаётся предупреждение.

Предупреждение делается таким образом, что его невозможно пропустить. При этом экран мигает красным и при этом тахограф издаёт громкий и резкий звуковой сигнал.Водитель имеет возможность убрать звук или отключить предупреждение полностью. Для первого достаточно один раз нажать любую клавишу тахографа, во втором случае нужно ещё раз нажать любую его клавишу. После этого на экране будет отображаться стандартная информация.

Прибор также способен контролировать время непрерывной работы водителя. Для безопасности езды необходимо избегать переутомления. Для этого тахограф фиксирует ситуацию, когда указанное время было превышено.

Письмо Минтранса установило, что максимальное допустимое время нахождения водителя за рулём не должно превышать четырёхчасовой промежуток.

Первоначальное предупреждение происходит за четверть часа до наступления предельного срока, второе — в момент истечения срока.

В первом случае появляется мигающий красный экран с текстом предупреждения и громким звуком. Снять предупреждение можно при помощи нажатия на любую клавишу этого прибора. При первом отключается звук, второй раз прекращается мигание дисплея.

Если истёк срок непрерывной работы, водитель должен остановиться, чтобы отдохнуть не менее 15 минут.

Калибровка

Проверка тахографа

В процессе эксплуатации требуется регулярно, через определённые промежутки времени проводить проверку не только исправности тахографа, но и его точности.

Калибровка проводится для достижения следующих целей:

  1. При первоначальной установке нужно не только правильно его установить, но и в точности его показаний.
  2. Если водитель видит время на этом приборе и оно отличается от точного на 20 минут или больший промежуток времени.
  3. Если по какой-либо причине был ремонт тахографа.
  4. Если ремонт относился к восстановлению исправности электрической схемы.
  5. В случае, когда пломба на тахографе была сорвана.
  6. Если какие-либо базовые характеристики машины были изменены, прибор подлежит калибровке в обязательном порядке.
  7. По прошествии двухлетнего срока с момента последнего проведения этой процедуры.

Процедура разделена на две части: стендовая и дорожная.

Стендовая проверка — это:

  1. Контроль пломбы и внешнего вида прибора.
  2. Проверяется целостность датчиков и соединительных проводов.

Дорожные испытания являются более сложными:

  1. Рассматривается передаточное число трансмиссии на предмет соответствия нормативу (показатель W).
  2. Контролируется этот коэффициент, для которого был запрограммирован тахометр.
  3. Проверка того, правильно ли работают часы.
  4. Другие процедуры.
  5. Пломбирование прибора и его датчика.
Читайте также:Как открыть категорию М, если есть В, когда возникает право управлять мопедом

Нарушение пломб допустимо только для сертифицированных специалистов в процессе работ по обслуживанию.

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • https://urist-consult.com/tahograf.html
  • https://zakon-auto.ru/info/tahografy/tahograf.php
  • http://pravo-auto.com/chto-takoe-tahograf-i-dlya-chego-on-nuzhen/
  • https://vaznetaz.ru/tahograf
  • https://ua.transportica.com/blog/kak-pravilno-polzovatsya-tahografom/
  • https://pddmaster.ru/rabota/tahograf.html
  • http://eraglonass.ru/chto-takoe-tahograf-i-komu-on-nuzhen/
  • https://autovogdenie.ru/chto-takoe-taxograf-i-dlya-chego-on-nuzhen-v-avtomobile.html
  • https://news.ati.su/article/2019/10/01/o-chem-stoit-pomnit-chtoby-s-1-noyabrya-ne-narvatsya-na-novye-shtrafy-na-dorogah-115400/
  • https://uristdnya.com/pravo/avtomobil/gibdd/tahografy-chto-eto-takoe.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий