Доходы и расходы пенсионного фонда рф

 

Каким законом утверждается Бюджет ПФР? Порядок рассмотрения и принятия Бюджета. Доходы и расходы бюджета, их статистика. Случаи превышения доходной или расходной части бюджета. Бюджет Пенсионного фонда России - это денежные средства, являющиеся государственной собственностью, не подлежащие к изъятию и не входящие в состав иных бюджетов

Расходы Пенсионного фонда РФ

Расходы средств бюджета Пенсионного фонда РФ при исполнении возложенных на него функций осуществляются за счет средств государственного бюджета и компенсируются в случаях неуплаты страховых взносов плательщиками или дефицита бюджета на очередной финансовый год.

За нецелевое распределение и расход денежных средств из бюджета ПФР, устанавливается ответственность в соответствии с российским законодательством.

Расходы бюджета ПФР реализуются на основании сведений о численности получателей установленных видов пенсий и их размеров, а расходы на выплату страховых пенсий, финансируемых за счет страховых платежей, осуществляются с учетом положений закона от № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Выплата и доставка страховых пенсий

В соответствии со ст. 18 закона № 167-ФЗ от «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» средства из бюджета ПФР направляются на:

  1. выплату согласно законодательству РФ и международным договорам РФ страхового обеспечения по ОПС, перевод денежных средств в сумме, равнозначной сумме пенсионных накоплений застрахованного лица, в выбранный им НПФ для формирования накопительной пенсии;
  2. доставку пенсий, назначенных со средств бюджета ПФР;
  3. финансовое содержание и материальное и техническое обеспечение текущей деятельности страховщика;
  4. оплату гарантированных взносов в фонд на основании закона от № 422-ФЗ;
  5. другие цели, согласно законодательству РФ по обязательному пенсионному страхованию.

Не предусмотренные бюджетом ПФР расходы на текущий год, могут реализовываться строго после внесения изменений в этот бюджет, в установленном порядке.

Соотношение доходов и расходов ПФР

График отчетливо показывает, что ведомство старается жить по средствам и не выходить за рамки вверенного ей бюджета. Финансовый дефицит, пик которого пришелся на 2022 год, по сути, является чисто техническим и не свидетельствует о каких-либо проблемах в ведомстве. Связан он главным образом с переводом гражданами своих пенсионных накоплений из ПФР в негосударственные фонды (НПФ). При этом данный перевод по факту осуществляется не из бюджета ПФР, а со счетов управляющих компаний, которым Фонд передает право на распоряжение некоторой частью поступающих взносов на накопительную пенсию.

Итого, пенсионные накопления на сумму около 2 триллионов рублей, находящиеся во временном пользовании управляющих компаний, не отображаются в доходной части бюджета ПФР, однако те средства, что передаются от них в НПФ, вносятся как расходы. В результате образовывается чисто технический дефицит, никак не влияющий на платежеспособность Пенсионного фонда.

Формирование бюджета на 2022 год

В 2022 году прогнозирования расходования средств ПФР происходило на фоне продолжающегося увеличения количества пенсионеров и снижающейся величины трудящихся граждан, а значит и уменьшения финансовых поступлений в виде страховых взносов.

Министерством труда РФ на сайте нормативных документов был опубликован проект бюджета ПФ на 2022 год и плановые проекты на 2018 и 2022 годы, где:

  • прогнозируемые доходы в бюджет составят 8,23 трлн. рублей;
  • расходная его часть — 8,5 трлн. рублей.

Согласно содержанию документа, ожидаемый дефицит бюджета Фонда составит 181,7 миллиарда рублей.

Однако после издания и принятия соответствующего закона прогнозы стали еще менее утопичны: прогнозируемый объем доходов составил 8,36 трлн. рублей, объем расходов — 8,58 трлн. рублей, а дефицит бюджета сильно увеличился и составил 220,43 млрд рублей. Тем не менее, в 2022 году планируется проведение индексации пенсий на размер инфляции.

Согласно заявлению главы Пенсионного Фонда А. Дроздова, сделанному им 30 сентября 2022 года, в период 2017 — 2019 гг. пенсионные выплаты будут индексироваться только в соответствии с ростом потребительских цен.

В конце августа Правительством РФ было заявлено о замене второй индексации на разовую выплату в размере 5 тысяч рублей всем пенсионерам, получающим пенсии через ПФР, которая была произведена в январе будущего года.

4 806 10

Дефицит средств ПФР в 2022 и 2022 году

Важнейшей проблемой функционирования пенсионной системы РФ является растущий дефицит бюджета.

Главной причиной такого положения служит резкое сокращение количества рабочих мест и фонда оплаты труда, возврат к «серым» схемам выплаты заработной платы и, как следствие, уменьшение суммы страховых взносов, поступающих в Пенсионный Фонд.

Дефицит бюджета ПФР в 2022 году составил 543,7 млрд. рублей, который был покрыт межбюджетным трансфертом.

Собранных Фондом в виде страховых взносов средств, достаточно для выплаты текущих пенсий, но с учетом различных льгот, связанных с досрочным выходом на пенсию, пониженными тарифами страховых сборов для отдельных категорий плательщиков и учетом в страховой стаж нестраховых периодов, расходная часть бюджета ПФ ощутимо увеличивается, что приводит к необходимости целевых трансфертов из государственного бюджета.

Исходя из заявлений главы ПФР А.В. Дроздова, в ходе Петербургского экономического форума дефицит бюджета в 2022 году составил 0,8 трлн рублей, что связано с дальнейшим углублением экономического кризиса, который ведет к дальнейшему сокращению суммы страховых взносов, поступающих от работодателей.

Одной из мер, направленных на обеспечение устойчивости системы ОПС, согласно ст. 19 Закона № 167 от , является создание резерва бюджета ПФР.

Классификация доходов по периодам

Размеры страховых взносов в бюджет ПФР в период с 2010 по 2017 отражены в таблице ниже:

В данной статистической выкладке можно отметить чрезвычайно низкий сбор страховых взносов в 2010 году (всего 41% от общего бюджета). Все дело в том, что до 2010 года включительно действовал старый тариф страховых взносов от работодателей, установленный на уровне в 20%. Собираемых таким образом средств явно не хватало, что вылилось в дефицит бюджета ПФР (превышение расходов над доходами) почти в 1,3 триллиона рублей. Из-за этого упомянутый тариф в 2011 году подняли до 26%.

Объемы бюджетных средств в период с 2010 по 2017 представлены в таблице ниже:

Линейного роста доходов, как в таблице выше, здесь нет, поскольку размер бюджетных дотаций в каждом из периодов целиком зависел от общего состояния экономики в государстве. Если удавалось найти средства для повышения пенсий, то проводилась их валоризация (переоценка) и индексация, и размер отчислений в бюджет ПФР соответственно увеличивался. В противном же случае сумма вливаний оставалась на прежнем уровне (как в 2013 и в 2022) либо вовсе уменьшалась (2011, 2014).

Объемы самостоятельных накоплений граждан в период с 2010 по 2016 представлены в таблице:

Данные за 2010-2014 года помечены звездочкой, так как являются результатом приблизительного расчета (в официальных годовых отчетах за эти периоды указаны только прямые добровольные взносы граждан, без учета средств переведенных управляющими компаниями, Центробанком, НПФ и т.д.). В целом такая нестабильная динамика и малый объем (всего 1,7%) рассматриваемой статьи доходов объясняется весьма просто – какого-то серьезного доверия к сторонним организациям, занимающимся формированием накопительной пенсии, у граждан России нет, поэтому нести туда свои сбережения никто не торопится. Серьезный рост отчислений в 2022 году связан в большей степени с пенсионной реформой, и, как можно заметить, уже к 2022 году интерес граждан к таким компаниям снова упал.

Порядок формирования бюджета ПФР (доходы)

Основными источниками средств для формирования бюджета Пенсионного Фонда являются:

  • перечисляемые работодателями и частными предпринимателями по утвержденным законом тарифам и в определенные сроки, страховые пенсионные взносы;
  • дополнительные взносы, поступления от которых идут на выплату досрочных пенсий, уплачиваемые работодателями, имеющими рабочие места с опасными и вредными условиями труда;
  • сумма пеней и других финансовых санкций, наложенных на недобросовестных плательщиков взносов;
  • инвестиционные доходы, полученные в результате размещения временно свободных финансовых средств;
  • добровольные взносы, поступающие физических лиц и предприятий, не являющихся страхователями или застрахованными;
  • трансферты из государственного бюджета, за счет которых производятся выплаты по государственному пенсионному обеспечению и компенсируются выпадающие доходы;
  • иные источники не запрещенные законодательно.

Сам порядок формирования бюджета ПФР определяется условиями, изложенными в статье 17 Федерального закона РФ от года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Уплата страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию

Порядок уплаты и тарифы страховых взносов по программе ОПС устанавливается законом также законом от года № 167-ФЗ.

По системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) плательщики (страхователи) производят ежемесячные перечисления взносов в бюджет Пенсионного Фонда по следующим тарифам:

Функция по контролю над соблюдением порядка и сроков уплаты страховых пенсионных взносов возложена на ПФ РФ.

Предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

Еще одним источником пополнения бюджета ПФР служат трансферты из федерального государственного бюджета, за счет которых:

  • происходит финансирование выплат по государственному пенсионному обеспечению;
  • компенсируются выпадающие доходы ПФ в связи с установлением для отдельных категорий плательщиков пониженных страховых тарифов;
  • возмещаются расходы на выплату страховых пенсий в связи с зачетом в трудовой стаж нестраховых периодов (служба в армии, отпуск по уходу за ребенком и т.п.);
  • производятся федеральные доплаты пенсионерам, размер пенсий которых не достигает величины прожиточного минимума, установленного для этой категории граждан по Российской Федерации.

Объем трансферта, направляемого из федерального бюджета в Пенсионный фонд РФ на ОПС, определяется как разница между суммой доходов ПФР, полученных от перечисления страховых взносов и расходов на выплату страховых пенсий, включая фиксированную выплату к ней, с учетом индексаций, производящихся ежегодно:

  • 1 февраля — на уровень инфляции за прошедший год;
  • 1 апреля — исходя из уровня доходов бюджета Пенсионного Фонда.
Фото 1

Закон о бюджете Пенсионного фонда РФ

Бюджет Пенсионного Фонда составляется страховщиком на следующий финансовый год с обязательным учетом сбалансированности доходной и расходной его частей и вступает в силу после представления проекта закона Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы, одобрения Советом Федерации и подписания его Президентом РФ.

Одновременно с принятием вышеуказанного Закона на следующий год, осуществляется бюджетное планирование и на два последующих финансовых года.

Законом о бюджете ПФР определяются его общие характеристики:

  • сумма прогнозируемых доходов с учетом межбюджетных трансфертов;
  • объем расходов с учетом межбюджетных трансфертов;
  • размер дефицита бюджета.

Также оговариваются некоторые особенности:

  • исполнения бюджета;
  • расходования средств в целях обеспечения деятельности центрального аппарата и территориальных подразделений Фонда;
  • расходования средств в сфере реализации социальной политики.

Закон о бюджете Пенсионного Фонда является нормативным актом федерального уровня. В настоящее время бюджета Пенсионного Фонда исполняется в соответствии с условиями, изложенными в тексте Федерального закона РФ от года № 416-ФЗ.

Федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда

Ежегодно, начиная с 1992 года, Правительство РФ издает Федеральные законы на будущий год, а также планирование на два последующих года (плановый период), после чего издается Федеральный закон об исполнении бюджета за отчетный финансовый год.

В конце 2022 года, Президентом России был подписан Федеральный закон от № 388-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год», который определяет основные источники финансирования дефицита и устанавливает главных администраторов доходов бюджета ПФР. В данном законе учтены расходы на выплату пенсий, социальных пособий и семейного (материнского) капитала.

Планируемый объем расходов составляет 9 596,68 миллиардов рублей. Прогнозируемый объем доходов составляет 9 101,84 миллиардов рублей.

За счет чего формируется бюджет ПФР?

Формирование бюджета ПФР, согласно пункту 1 статьи 17 закона от № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» происходит за счет:

  • средств государственного бюджета;
  • страховых взносов работодателей;
  • пеней и других денежных санкций;
  • прибыли от инвестирования временно свободных средств ОПС;
  • самостоятельных взносов физических и юридических лиц на добровольной основе;
  • резервных средств на выплату накопительной пенсии;
  • накопленных средств назначенных для выплаты срочной пенсии застрахованному лицу;
  • других источников, разрешенных законодательством РФ.

Сформированные денежные средства обязательного пенсионного страхования, хранятся на счетах территориального отдела Федерального казначейства в подразделениях Центробанка России, для учета операций с денежными средствами бюджета Пенсионного фонда.

Плательщики страховых взносов

Страховые взносы уплачиваются в Пенсионный фонд плательщиками (обычно страхователями), в денежном и натуральном эквивалентах в пользу работников, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение. Плательщиками могут быть:

  1. Юридические лица (работодатели в России и иных государствах, а так же их филиалы).
  2. Иностранные предприятия, ведущие деятельность в России.
  3. Индивидуальные предприниматели и граждане, занимающиеся традиционными промыслами, ремеслом, художеством.
  4. Крестьяне и фермеры (имеющие собственное хозяйство).
  5. Индивидуальные предприниматели, проживающие в России, независимо от гражданства, оформляющие трудоустройство по договору.
  6. Граждане, официально трудоустроенные по договорам, получающие вознаграждения.
В денежной форме страховые взносы начисляются на все виды оплаты трудовой деятельности, из которых исчисляется пенсия, даже вознаграждения за выполненную работу, на основании договоров подряда и поручения.

Платежные поручения на перечисление страховых взносов и на выплату зарплаты, работодатели должны представлять одновременно. Если срок уплаты истек, то не предоставленная сумма считается недоимкой (выявленной суммой задолженности), которая будет взыскана с учетом пени, за каждый день просрочки.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета

Согласно пункту 2 статьи 17 закона от № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в состав средств государственного бюджета входят межбюджетные трансферты, как финансовая помощь бюджетам ПФР субъектов России:

  • на материальное обеспечение валоризации (повышения) пенсионного капитала;
  • на компенсацию недостающих доходов бюджету ПФР (из-за понижения тарифов на взносы);
  • на покрытие расходов на выплату страховой пенсии, при зачете в стаж следующих периодов: призывная военная служба, отпуск по уходу за ребенком, ухода за инвалидом, пребывание с супругами по месту службы;
  • на осуществление прав отдельных категорий граждан на установление страховых пенсий, в соответствии с законом от № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан»;
  • на обязательное пенсионное страхование (в том числе для назначения досрочной пенсии);
  • на материальное обеспечение выплат социального пособия для погребения умерших, получавших страховую пенсию.

Средства из бюджета рассчитываются и распределяются в порядке, установленном законом от N 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета».

Также на выплату государственных пенсий по выслуге лет и по другим основаниям, а также на выплату отдельным категориям граждан ЕДВ, ДЕМО, пособия на погребения и другие пособия средства поступают в ПФР за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Устанавливаются они и распределяются на основании Федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда РФ», принимаемого каждый год.

Классификация расходов по периодам

Выплата страховых (трудовых*) пенсий в период с 2010 по 2017 составила:

*До проведения пенсионной реформы в 2022 году основном видом пенсии были трудовые и, соответственно, данный пункт расходов именовался также.

В целом, несмотря на обстоятельства и различные финансовые трудности ПФР с каждым годом увеличивал количество средств, перечисляемых на основную статью расходов организации.

Выплата государственных пенсий в период с 2010 по 2017 составила:

С 2010 по 2014 года показатели по этому пункту трат варьировались примерно в одном диапазоне и составляли весьма незначительную часть от общего объема расходов. Последовавшее после резкое увеличение, а затем снижение финансирования связано с принятием различных законодательных актов, изначально расширивших льготные списки граждан по этой графе, а затем снова их сокративших.

Социальные выплаты в период с 2010 по 2016 составили:

Высокие (относительно последующих годов) расходы 2010 года были связаны с празднованием 65-летия Победы в ВОВ, к которой ПФР приурочил выплату единовременных денежных пособий ветеранам. Кроме того, в этом же году были досрочно выданы пенсии за январь 2011 из-за наложения большого количества праздничных дней. Впоследствии расходы по данной статье росли линейно, увеличиваясь с каждым отчетным периодом.

Размеры материнского капитала в период с 2010 по 2016 составили:

Российских семей, удовлетворяющих критериям, необходимым для оформления сертификата на такую меру господдержки, с каждым годом становилось все больше и больше, и поэтому поднимались расходы на осуществление выплат.

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • http://pensiya.molodaja-semja.ru/ops/byudzhet-pfr/
  • https://insur-portal.ru/pension/byudzhet-pensionnogo-fonda
  • https://pensiology.ru/ops/budushhim-pensioneram/sistema/byudzhet-pfr/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий